В 2021 году  исполнилось 90 лет со дня открытия Харьковского тракторного завода (далее ХТЗ). Предприятие было основано в 1930 году, но именно дата выпуска первого трактора, 1 октября 1931 года, ежегодно празднуется как день рождения ХТЗ.

В начале своей истории предприятие называлось «Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе» (в честь председателя Высшего совета народного хозяйства, Народного комиссара тяжелой промышленности СССР). За высокие достижения завод удостоен высших советских наград: орденов Ленина и Красного знамени (эти регалии были добавлены к наименованию). Вскоре после начала немецко-советской войны предприятие было эвакуировано в город Рубцовск (Россия), где на базе ряда украинских заводов, в том числе ХТЗ, был построен Алтайский тракторный завод.

Освобождение  Харькова позволило начать восстановление, в 1944 году завод возобновил работу в родном городе.

С марта 2018 года предприятие называется ОАО «Харьковский тракторный завод».

За долгую историю своей деятельности ХТЗ стал одним из ведущих предприятий по производству гусеничных, колесных тракторов и другой тяжелой специализированной техники в нашей стране. Продукция Харьковского тракторного завода благодаря соответствию высоким стандартам качества, надежности, техническим возможностям, конкурентоспособна на мировом рынке, на протяжении многих лет пользуются спросом не только на территории стран, ранее входивших в состав СССР, но и во многих государствах Европейского союза, Северной и Южной Америки, Африки и Азии. Также ХТЗ известен благодаря изобретению и выпуску «специальных изделий» (созданию и модернизации единиц военной техники, их составных частей).

В ЦГНТА Украины хранятся конструкторско-технологические и патентные документы. Источниковую базу составляют документы из комплексов в пределах фондов Р-26 – «Харьковский тракторный завод имени С. Орджоникидзе Госкомитета Украины по оборонной промышленности и машиностроению, г. Харьков» и Р-27 – «Алтайский ордена Ленина тракторный завод имени М. И. Калинина Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, г. Рубцовск (Россия)»:

  • 2-25 – «Гусеничный трактор ДТ-54А»;
  • 2-26 – «Газогенераторный трактор ХТЗ-12»;
  • 2-30 – «Электротрактор ХТЗ-15АМ»;
  • 2-43 – «Трактор колесный СХТЗ НР 15/30»;
  • 2-138 – «Колесный сельскохозяйственный садово-огородный реверсивный трактор малой мощности марки ДТ-14»;
  • 2-151 – «Гусеничный трактор ХТЗ-НАТИ-1 TA»;
  • 2-152 – «Трактор ДТ-20»;
  • 2-153 – «Трактор колесный ХТЗ-7»;
  • 4-1 – «Заявочные материалы на изобретения Харьковского тракторного завода имени С. Орджоникидзе, г. Харьков».

Структурно экспозиция состоит из двух разделов.

Раздел 1. Тракторы.

Тракторостроение – отрасль машиностроения, служит для удовлетворения потребностей различных сфер сельского хозяйства и промышленности. Именно данное направление стало основным в деятельности ХТЗ. В фондах ЦГНТА Украины хранится конструкторско-технологическая документация различных видов гусеничных и колесных тракторов, которые разрабатывались и изготавливались сотрудниками предприятия.

Газогенераторный трактор ХТЗ-12

В 1938-1939 годах на тракторном заводе в Харькове разработана конструкция и организовано производство газогенераторных тракторов. Особенностью данного вида техники было использование деревянной чурки в качестве источника энергии.

Главное преимущество газогенераторных тракторов – возможность использования в отдалённых от централизованной инфраструктуры местах (куда затруднена доставка жидких топливных материалов).

В ЦГНТА Украины хранятся чертежи общего вида (док. 1), узлов, разрезы газогенератора (док. 2), спецификации и тому подобное.

Колесный трактор СХТЗ НР 15/30

СХТЗ 15/30 – первый в СССР трактор с двумя задними ведущими колёсами. Техника оснащена четырехцилиндровым карбюраторным керосиновым двигателем. Данная модель могла развивать скорость при движении вперед до 7,4 км/ч, назад – до 4,2 км/ч.

Трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов 30-х годов ХХ века «Интернационал Мак-Кормик Диринг 15/30» (англ. «McCormick-Deering 15-30»), который выпускался американской компанией «Интернешнл Харвестер» (англ. «International Harvester»). В процессе создания трактора СХТЗ 15/30 конструкция зарубежного прототипа была изменена и модернизирована.

В ЦГНТА Украины хранится конструкторско-технологическая документация трактора СХТЗ 15/30: технические условия (док. 3), пояснительные записки к ним; карты допусков, общие виды узлов, механизмов, деталей и тому подобное.

Гусеничный трактор ХТЗ-НАТИ-1TA

ХТЗ-НАТИ-1TA – гусеничный трактор общего назначения. В состав группы разработчиков входили представители ХТЗ, СТЗ (Сталинградского тракторного завода (ныне Тракторная компания «ВгТЗ»), а также НАТИ (Научного автотракторного института, г. Москва).

По сравнению с предыдущей моделью (СХТЗ-15/30) ХТЗ-НАТИ-1TA был энергоэффективнее (на 1 га пашни тратил на 3 кг меньше топлива). Трактор оснащён керосиновым четырехцилиндровым двигателем мощностью 52 лошадиные силы.

За работу по созданию данной модели техники главный конструктор Вениамин Слонимский был удостоен Государственной премии. Этот трактор – лауреат наград Международного показа в Париже 1938 года. Выпускался в Харькове до 1949 года.

На выставке можно ознакомиться с копиями чертежей общего вида модели ХТЗ-НАТИ-1TA (док. 4, 5, 6).

Гусеничный трактор ДТ-54А

В конце 1949 года ХТЗ начал выпуск гусеничного трактора ДТ-54. Единицы данного вида техники использовались в основном в сельском хозяйстве, на дорожных, строительных и мелиоративных работах.

ДТ-54 имел впечатляющие для своего времени технические характеристики: оснащён дизельным четырёхцилиндровым двигателем, мощностью 54 лошадиные силы (в предыдущих моделях в качестве топлива использовался керосин). Трактор развивал скорость до 7,9 км/ч на прямом ходу и 2,4 км/ч на заднем.

Выпуск ДТ-54 стал настоящей сенсацией не только для украинского, но и для мирового тракторостроения. Его создание ознаменовало собой начало эпохи дизелей в контексте развития машинно-тракторной техники в стране.

В ЦГНТА Украины хранится конструкторская документация рабочего проекта на изготовление усовершенствованной конструкции трактора – ДТ-54А: технические условия, спецификации базовой модели и модификаций, детальные чертежи узлов, механизмов и тому подобное. В экспозиции представлены копии чертежей общего вида (док. 7, 8).

Колесный трактор ХТЗ-7

ХТЗ-7 – первый в СССР колёсный трактор с резиновыми шинами низкого давления, гидравлической системой и устройством для навешивания орудий, выпущенный сотрудниками харьковского завода в 1949 году. Модель оснащена бензиновым двигателем, мощностью 12 лошадиных сил. Отличается мобильностью, компактностью, простотой в изготовлении, эксплуатации и ремонте. Имеет механическую трансмиссию, четыре основные передачи реверсного хода и одну замедленного движения (0,7 км/ч), легко модифицируется (даже в полевых условиях) в соответствии со спецификой использования, в заправленном состоянии весит 1350 кг.

Предназначен для выполнения лёгких сельскохозяйственных работ на огородах, в садах, ягодниках, виноградниках, лесозащитных полосах и др.

Главная отличительная черта доступных модификаций – высота дорожного просвета: так, для огородного варианта она завышена (должна обеспечивать свободное прохождение растений), для садовой – занижена (для свободного прохождения под кронами деревьев). Кроме того, ХТЗ-7 обладает способностью двигаться на всех основных скоростях как вперед, так и назад (для работы на реверсном ходу сиденья водителя, рулевое колесо и тормозные педали переставляются).

Конструкторам Николаю Зубареву, Марии Дидук, Ивану Медведеву и другим участникам проектной группы в 1952 году была присуждена Сталинская премия.

На выставке представлены копии чертежей общего вида трактора ХТЗ-7 (док. 9) и продольного разреза (док. 10).

Колёсный сельскохозяйственный садово-огородный реверсивный трактор малой мощности марки «ДТ-14»

ДТ-14 – универсальный четырёхколесный трактор безрамной конструкции, созданный на базе ХТЗ-7 (имеет аналогичные узлы, механизмы и детали).

Модель оснащена одноцилиндровым дизельным двигателем, который имеет мощность 14 лошадиных сил, развивает скорость до 12 км/ч, эксплуатационный вес составляет 1,5 тонны.

Основным преимуществом ДТ-14 является повышение экономичности и энергоэффективности (расход топлива был снижен на 30-35% по сравнению с ХТЗ-7).

В ЦГНТА Украины хранится проектно-конструкторская документация трактора: сведения на детали, узлы и запасные части, спецификации и чертежи общего вида трактора (док. 11), отдельных конструктивных единиц: деталей, механизмов и тому подобное.

Трактор ДТ-20

ДТ-20 (док. 12) впервые вышел с конвейера в 1958 году, представляет собой модернизированную версию трактора ДТ-14.

Оснащён одноцилиндровым дизельным двигателем (док. 13) мощностью 20 лошадиных сил, что значительно превышало показатели предыдущей модели, благодаря этому скорость движения и тяговые усилия были увеличены на 25% (до 18-20 км/ч). Вес трактора был снижен, а производительность повышена на 20-25%. Улучшена экономичность двигателя.

Колёсный трактор ДТ-20 благодаря универсальности, экономичности, простоте конструкции получил широкое распространение во многих странах мира. Данная модель – лауреат диплома Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года.

Электротрактор ХТЗ-15АМ

ХТЗ-15АМ – электрический трактор гусеничного типа сельскохозяйственного назначения.

Система передачи мощностей от электродвигателя к ведущим колесам осуществляется через муфту главного сцепления, карданные передачи, коробку передач, задний мост и конечную передачу. Во время движения трактора к якорю кабель питания наматывается на специальный барабан, при удалении – сматывается и расстилается по земле.

Ток, который питает данную технику, поступает от передвижной трансформаторной подстанции напряжением в 1300 вольт по кабелю, длиной от 800 до 1600 метров.

В экспозиции представлены копии чертежей общего вида модели ХТЗ-15АМ (док. 14, 15).

Раздел 2. Военная техника.

Особое место в деятельности ХТЗ занимает работа по изобретению и выпуску «специальных изделий». В ЦГНТА Украины хранятся заявочные материалы на изобретения, осуществляемые сотрудниками завода для улучшения характеристик единиц военной техники путём модернизации их составных частей. Хронологически документы охватывают период с конца 60-х по вторую половину 80-х годов ХХ века. Заявочные материалы представлены как выданными, так и отказными авторскими свидетельствами, которые были переданы предприятием ХТЗ.

В состав единиц хранения входят следующие документы: заявки на выдачу авторского свидетельства; описания изобретений; чертежи, схемы, рисунки; выводы о новизне технических решений; аннотации; приоритетные справки; решения экспертов и тому подобное.

Среди документов есть информация на изобретения, которые совершили лауреаты Государственной премии, заслуженные тракторо- и машиностроители: Анатолий Белоусов, Владимир Иволгин, Геннадий Карцев, Николай Олейников, Леонид Савченко, Артур Кизилов, Станислав Усков и другие.

Совершенствование существующих моделей техники проводилось на основе тщательной аналитической работы: были изучены образцы машин, выпускаемых на территории СССР, в странах социалистического лагеря, Западной Европы и США. Эти действия были направлены на поиск путей для решения ряда актуальных проблем, с которыми непременно мог столкнуться экипаж при ведении боевых действий.

Так, например, при разработке модернизации сухопутной боевой машины пехоты, учитывались преимущества и недостатки американского БМП М113. Предложенный проект предполагал изменение конструктивного расположения внутренних частей техники, добавление амбразур с целью повышения эффективности ведения огня с использованием личного оружия (док. 16).

Проблему увеличения процента выживания экипажа и десанта при подрыве машины на мине предполагалось решить путем выноса отсека с людьми в виде капсулы вперёд оси второго опорного и / или за ось третьего катка (док. 17).

Одной из базисных машин для создания экземпляров военной техники специального назначения является бронетранспортер (БТР). Актуальной проблемой в данном вопросе является изготовление оптимальной конструкции базовой комплектации для упрощения работ, связанных с модификацией путём размещения дополнительного оборудования для ситуационных потребностей. Так, сотрудниками ХТЗ предлагалось создание днища легкого БТР в виде соединённых между собой отдельных секций, на которых размещаются крепления для агрегатов и люки для их обслуживания. В экспозиции представлен чертёж варианта компоновки машины радиационно-химической разведки на базе бронетранспортера (док. 18).

Существовали также предложения по облегчению конструкции и обеспечению максимальной защиты экипажа от радиационного излучения, было принято решение выполнить корпус тонкостенным, лёгким, а кабину экипажа подать в форме тяжёлой толстостенной капсулы, встроенной в корпус (док. 19).

Сотрудниками завода были изобретены варианты упрощённо перехода между модификациями известной советской модели БРДМ-2 (бронированная разведывательно-дозорная машина). Так, для упрощенного переоборудования машины управления огнём артиллерии в машину связи, в корпусе выполнены отверстия со съемными крышками, в которые при необходимости можно было подсоединить специальную аппаратуру (док. 20). Модернизированные версии БРДМ-2 используются в Вооруженных силах Украины до сих пор, самыми известными среди них являются: БРДМ-2ДИ «Хазар» и БКМ «Геккон».

В экспозиции представлен чертёж общего вида командно-штабной машины с землеройным оборудованием. Изобретение предусматривает установление кронштейна в зоне размещения электронной аппаратуры с целью улучшения защиты от радиационного поражения при ведении боевых действий, на борту машины, для закрепления на нём отвала в транспортном положении (док. 21).

В архивных документах по разработке модернизации военных гусеничных машин есть сведения об анализе недостатков среднего артиллерийского тягача АТС-59, лёгкого многоцелевого гусеничного транспортёра-тягача и других. В качестве основной проблемы было выделено: большой вес техники, её предполагалось решить путем упрощения конструкции за счёт уменьшения протяженных сварных швов (док. 22).

Среди видов гусеничной военной техники выделяют плавающие машины, сотрудники Харьковского тракторного завода не оставили их без внимания. С целью упрощения конструкции механизмов, с помощью которых техника держится на плаву, предлагалось выполнить привод в форме звёздочки, благодаря чему машина стала более маневренной (опытный образец получил возможность движения не только вперед-назад, но и в осевом направлении) (док. 23).

Среди заявочных материалов на изобретения «специальных изделий» Харьковского тракторного завода отдельную группу занимают предложения по модернизации самоходных артиллерийских установок.

Предложен ряд инновационных решений, которые были призваны урегулировать ряд актуальных конструктивных проблем: повысить шансы выживания солдат, эффективность орудий в бою:

  • с целью повышения безопасности экипажа при стрельбе из пушки, блокирующее устройство выключает электроспуск при открытии люка (док. 24)
  • днище отсека с людьми предполагалось выполнить в виде двух соединённых съёмных частей (док. 25);
  • с целью повышения безопасности механика-водителя и ускорения перевода колпака в боевое и походное положение, рамка размещена внутри основы и обеспечена поводом для её осевого перемещения (док. 26);
  • с целью защиты ракеты от пуль и осколков, механических повреждений, атмосферных воздействий, предлагалось расположить её внутри бронированного корпуса, отсек с людьми – в носовой части корпуса над трансмиссией (док. 27);
  • с целью улучшения температурного режима двигателя и обеспечения членами экипажа скорой взаимозаменяемости, двигательная установка и отделение управления смещены к одному из бортов, а в перегородках выполнены герметично закрывающиеся люки для прохода (док. 28)
  • для обеспечения эффективности поражения целей на больших расстояниях предлагалось использовать малогабаритную трёхкоординатную радиолокационную станцию, соединенную с оптическим прицелом, а в башне самохода установить противотанковую пушку с большой дальностью прямого выстрела;
  • для обеспечения высокой манёвренности, плавучести, авиатранспортабельности и десантируемости, а также размещения достаточного для проведения самостоятельных операций боекомплекта предлагалось в базовом варианте достичь за счёт использования легкобронированной базы и пушки с простой системой наведения, аналогичной системе, которая присутствует на полевой противотанковой артиллерии (док. 29)
  • с целью облегчения и ускорения управления защитным экраном, а также повышения надежности защиты приборов наблюдения от разрушительных действий волны при собственном выстреле из пушки, фиксирующее устройство выполнено в форме двух углублений, расположенных на штанге и фиксаторе (добавлен валик с рукояткой для возможности поворота вокруг своей оси) (док. 30).

В контексте заявочных материалов на изобретения, разработанные сотрудниками ХТЗ, в области военной техники в ЦГНТА Украины хранятся предложения по модернизации отдельных комплектующих, которые можно использовать на различных видах и модификациях техники родственного типа. В экспозиции представлены копии чертежей: механизма удаления стреляной гильзы (док. 31) и привода механизма наведения пушки в бронеобъекте (док. 32).

 

Ведущий архивист отдела использования
информации документов ЦГНТА Украины
Тимур АНДРЕЕВ

 

 

Раздел 1. Тракторы

 

  1. Колёсный газогенераторный трактор ХТЗ-12. Вид слева. 1939 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-27. К. 2-26. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 16)

 

  1. Газогенератор в сборе. Продольный разрез.1939 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-27. К. 2-26. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 4)

 

  1. Технические условия на трактор СТЗ и ХТЗ. 1931-1934 гг.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-27. К. 2-43. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 1)

 

  1. Трактор ХСТЗ-НАТИ-1ТА. Вид сбоку. 1941 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 2-151. Оп. 1. Ед. хр. 25. Л. 1)

 

  1. Трактор ХСТЗ-НАТИ-1ТА. Вид сверху. 1941 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 2-151. Оп. 1. Ед. хр. 24. Л. 1)

 

  1. Трактор ХСТЗ-НАТИ-1ТА. Вид спереди. 1948 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 2-151. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 1)

 

  1. Трактор ДТ-54. Вид сбоку. 1953 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 2-25. Оп. 1. Ед. хр. 44. Л. 12)

 

  1. Трактор ДТ-54. Вид сверху и спереди. 1953 г. (Фрагменты).
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 2-25. Оп. 1. Ед. хр. 44. Л. 21)

 

  1. Садово-огородный трактор ХТЗ-7. Вид спереди. 1954 г.
    (ЦГНТА Украины, Ф. Р-26. К. 2-153. Оп. 4. Ед. хр. 15. Л. 1)

 

  1. Садово-огородный трактор ХТЗ-7. Продольный разрез. 1954 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 2-153. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 1)

 

  1. Трактор ДТ-14. Вид сверху. 1958 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 2-138. Оп. 1. Ед. хр. 21. Л. 1)

 

  1. Трактор ДТ-20. Общий вид. Фрагмент. Вид справа и сверху. 1962 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 2-152. Ед. хр. 6. Л. 1)

 

  1. Двигатель трактора ДТ-20. Общий вид. Продольный разрез. 1967 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 2-152. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 1)

 

  1. Электротрактор ХТЗ-15АМ. Вид сверху. 1955 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 2-30. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 1)

 

  1. Электротрактор ХТЗ-15АМ. Вид сбоку. 1955 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 2-30. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 12)

 

Раздел 2. Военная техника

 

  1. Сухопутная боевая бронированная машина пехоты (БМП). Вид сбоку и сверху. 1980 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 38. Л. 7)

 

  1. Боевая бронированная машина. Разрез. Сечение по А-А. 1982 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 39. Л. 7)

 

  1. Вариант компоновки машины радиационно-химической разведки на базе бронетранспортера. Вид сбоку. 1970 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 10)

 

  1. Машина радиационно-химической разведки. Основные параметры. Разрез по А-А. 1967 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 56. Л. 9)

 

  1. Машина управления огнём артиллерии на базе БРДМ-2. Вид по стрелке А. Разрезы по Б-Б, В-В, Г-Г, Д-Д, Е-Е. [Слева].
    Та же техника, переоборудованная в машину связи. Вид по стрелке Ж. Разрезы по И-И, К-К, Л-Л, М-М. [Справа]. 1973 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 6, 7)

 

  1. Командно-штабная машина с землеройным оборудованием со съёмным отвалом, расположенным на борту в транспортном положении. 1975 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 44. Л. 7)

 

  1. Военная гусеничная машина. Общий вид. Вид по стрелке А. Разрез по Б-Б. 1983 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 46. Л. 6)

 

  1. Плавающая гусеничная машина. Общий вид. Поперечный разрез по А-А в увеличенном масштабе. 1971 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 7, 8)

 

  1. Самоходная артиллерийская установка. Общий вид. Вид на азимутальный указатель со снятой шкалой. 1973 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 59. Л. 3, 5)

 

  1. Объект бронетанковой техники с кормовым отсеком для десанта. Общий вид. Вид по стрелке А. Разрезы по Б-Б и В-В. 1987 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 62. Л. 6, 7)

 

  1. Передняя часть самоходной артиллерийской установки с герметичным колпаком, установленным в боевом и походном положении. 1989 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 64. Л. 8, 10)

 

  1. Самоходно-пусковая установка оперативно-тактической ракеты. Продольный и поперечный разрезы. 1969 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 8)

 

  1. Самоходная артиллерийская установка. Вид сбоку. Сечение по А-А. 1971 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 71. Л. 7, 8)

 

  1. Самоходная артиллерийская противотанковая установка. Вид сбоку и сверху. 1971 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 72. Л. 3)

 

  1. Самоходная артиллерийская установка. Общий вид. Вариант исполнения механизма
    управления с другой конструкцией фиксирующего устройства. Разрез по Д-Д. 1983 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 75. Л. 9, 10)

 

  1. Механизм улавливания и удаления стреляной гильзы в бронетанковой технике. В исходном положении. Вид по стрелке А. 1988 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 1. Ед. хр. 104. Л. 11, 12)

 

  1. Установка пулемёта с предлагаемым приводом механизма наведения на бронированной машине. Привод механизма наведения в рабочем положении. 1975 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-26. К. 4-1. Оп. 2. Ед. хр. 107. Л. 7, 8)

 

 

Центральный государственный научно-технический архив Украины
Copyright © 2022