Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Украины, которая обеспечивает бесперебойную работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных служб и т. д. В прямой зависимости от состояния этой отрасли находится экономическое развитие, расширение производства, научно-технический прогресс, а также бытовой комфорт граждан.

В фондах Центрального государственного научно-технического архива Украины (ЦГНТА Украины) хранится значительный массив документов научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций, сотрудники которых сделали выдающийся вклад в развитие этой важнейшей отрасли. Запечатленные на страницах архивных документов идеи позволяют не только познакомиться с подробностями строительства разветвленной электроэнергетической системы в Украине и за ее пределами, но и получить информацию, которая будет полезной во время ее реконструкции.

Ярким примером такой организации является ОАО «Научно-исследовательский, проектно-технологический и конструкторский институт «Укркранэнерго». Ключевыми направлениями его деятельности является разработка проектов монтажа теплоэнергетического оборудования тепловых (ТЭС) и атомных (АЭС) электростанций большой мощности, а также грузоподъемных механизмов для монтажа и эксплуатационного обслуживания энергетических объектов.

В нынешнем году институту «Укркранэнерго» исполняется 95 лет. Это событие стало прекрасным поводом для знакомства общественности с уникальными разработками, созданными несколькими поколениями его специалистов. Сотрудниками отдела использования информации документов подготовлена ​​выставка, которая демонстрирует научное наследие института за период с первой половины 1950-х до начала 2000-х годов.

Выставочная экспозиция включает два раздела.

В первый раздел «Строительство объектов электроэнергетики, монтаж их технологического оборудования» вошла проектная документация, созданная в первой половине 1950-х и в начале 1970-х годов.

Документация первой половины 1950-х годов знакомит со строительством Приднепровской государственной районной электростанции (ГРЭС) (ныне – Обособленное подразделение (ОП) «Приднепровская тепловая электрическая станция» АО «ДТЭК Днепроэнерго», г. Днепр) (док. 1, 2). На этом объекте электроэнергетики был реализован один из первых в стране проектов поточно-скоростного монтажа 6 котлов высокого давления производительностью 230 т/час. Экономический эффект заключался в сокращении продолжительности монтажа каждого агрегата, повышении производительности труда, улучшении использования механизмов и сокращении сроков строительства электростанций.

Проект монтажа зданий и сооружений Приднепровской ГРЭС и ее оборудования стал прототипом поточно-скоростных методов, которые получили широкое распространение при возведении объектов электроэнергетики.

Значительной разработкой 1950-х годов стал проект организации работ по монтажу металлоконструкций главного здания Харьковской государственной электрической станции № 2 – одного из старейших предприятий отечественной электроэнергетики (введено в эксплуатацию в 1930 году), более известного как Харьковская ГРЭС-2 (ныне – ТЭЦ-2 «Эсхар» ООО «ДВ Нефтегазодобывающая компания», пгт Эсхар Чугуевского р-на Харьковской обл.) (док. 3). Здесь впервые внедрена технология поточного монтажа металлоконструкций главного корпуса с применением унифицированных приспособлений. Проектом предусматривалась реализация новаторской технологии совместного монтажа строительных металлоконструкций и тепломеханического оборудования.

В начале 1970-х годов реализовывался проект организации работ по монтажу тепломеханического оборудования первой очереди Запорожской ГРЭС (ныне – ОП «ДТЭК Запорожская ТЭС», г. Энергодар Запорожской обл.) (док. 4–8), в рамках которого было разработано и внедрено технологию поточно-скоростного монтажа 4 энергоблоков мощностью 300 тыс. кВт каждый.

Перед строителями была поставлена ​​задача обеспечить в течение первого года строительства монтаж и ввод в эксплуатацию трех энергоблоков, а в первом квартале второго года – четвертого блока. Таким образом, общая продолжительность монтажа оборудования 4 энергоблоков первой очереди ГРЭС мощностью 1200 МВт не превышала 15 месяцев.

Коллектив монтажников успешно выполнил поставленную задачу. При этом, трудоемкость в 2,18 человеко-дня/кВт признана лучшей из когда-либо достигнутых в отечественном энергостроительстве. Принятая схема механизации монтажа дала экономический эффект в 400 тыс. руб. Проект экспонировался на Выставке достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР) и был награжден серебряной и бронзовой медалями.

Во втором разделе «Специальная техника для монтажа и обслуживания объектов электроэнергетики» представлена конструкторско-технологическая документация образцов популярного кранового оборудования – башенного строительно-монтажного крана БКСМ-4-М (док. 9, 10) и башенного крана БК-405 (док. 11), которые широко применялись в гражданском и промышленном строительстве. С помощью этих механизмов в первой половине 1950-х годов возводились здания и сооружения крупнейших объектов украинской тепловой энергетики – Приднепровской и Славянской (ныне – Славянская ТЭС ПАО «Донбассэнерго», г. Славянск Донецкой обл.) ГРЭС.

Значительная часть представленных в разделе документов знакомит с уникальными грузоподъемными механизмами для монтажа и эксплуатационного обслуживания объектов тепловой и атомной энергетики, созданными в период с конца 1960-х до начала 2000-х годов.

Разработанный в конце 1960-х годов проект самоподъемной подкрановой эстакады ЭС-350 (док. 12–14) стал первым в практике гидротехнического строительства. Данное устройство предназначалось для размещения на нем бетоноукладочного башенного крана КБГС-1000 и обеспечивало обслуживание всего участка в месте установки крана, значительно упрощая работы, связанные с изменениями высоты установки башенного крана по мере возведения плотины. Кроме того, отпадала необходимость в сооружении стационарных бетонировальных эстакад.

Применение самоподъемных эстакад ЭС-350 с установленными на них башенными кранами-бетоноукладчиками позволяло выполнять большие объемы работ по бетонированию плотины с наименьшими затратами средств и времени. Экономический эффект от внедрения составил более 400 тыс. руб. Конструкция эстакады имела авторское свидетельство, экспонировалась на ВДНХ СССР и была награждена серебряной медалью.

Стремительное развитие атомной энергетики в Украине в 1970-х годах требовало создания номенклатуры оборудования для строительства зданий и сооружений объектов атомной энергетики и монтажа их оборудования. Ярким примером такого оборудования является разработанный в начале 1970-х годов специальный портальный кран КП-640 (док. 15–17) грузоподъемностью 640 т, предназначенный для монтажа металлоконструкций аппарата РБМК-1000 (реактор большой мощности канальный) и другого оборудования аппаратного отделения Чернобыльской ГРЭС (таким было официальное название Чернобыльской АЭС в начале 1970-х годов).

Подъем грузов осуществлялся двумя мостовыми кранами по 320 т каждый, которые перемещались по верхним балкам портала. После стыковки портала со зданием, мостовые краны с грузом могли въезжать в реакторное отделение совместно или по одному.

Соединение основных частей портала выполнялось с помощью осей. Это позволило значительно упростить конструкцию крана и его изготовления, отпала необходимость устанавливать более тысячи болтовых соединений.

Данное приспособление позволило сократить сроки монтажа одного энергоблока АЭС с 1,5 года до 8 месяцев. Разработанные впервые в отечественной практике новый способ монтажа и конструкция крана были внедрены при строительстве Чернобыльской АЭС. Экономическая выгода от внедрения нового метода монтажа с помощью крана КП-640 составила 750 тыс. руб.

В начале 1970-х годов создан проект монтажного портала ПМ-350 (док. 18, 19) грузоподъемностью 350 тонн-сил (тс), который предназначался для механизации монтажа статора генератора мощностью 800 МВт. Механизм позволял устанавливать во время строительства машинного зала ГРЭС два мостовых крана грузоподъемностью по 125 тс каждый.

Портал представлял собой сборно-разборную Г-образную раму, выполненную из сварных элементов, которая монтировались высокопрочными болтами. Такое конструкторское решение требовало минимальных капиталовложений и незначительных затрат труда на монтаж и демонтаж портала.

Монтаж с его помощью позволял значительно повысить эффективность используемого грузоподъемного оборудования. Общий экономический эффект от применения портала на одной станции с тремя блоками по 800 МВт составил 168 тыс. руб.

Во второй половине 1980-х годов был создан проект мостового специального электрического крана КМ200У2* (док. 20, 21), предназначавшегося для механизации монтажа оборудования котлоагрегата мощностью 800 МВт на Нижневартовской ГРЭС (г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской обл. РФ). Кран имел повышенную скорость подъема и низкую скорость посадки груза, что способствовало уменьшению сроков и повышению точности монтажа котлоагрегата.

С 1990-х годов наблюдается тенденция к созданию кранового оборудования, назначением которого был ремонт и обслуживание оборудования объектов электроэнергетики.

Так, в 1995 году была разработаны проекты двух образцов кранового оборудования – козлового специального крана УК 12,5-10,1 У1* (док. 22, 23) и полукозлового специального крана КП 10/1 У1* (док. 24, 25 ).

Первый из этих механизмов обслуживал оборудование водогрейной котельной № 2 Киевской ТЭЦ, отличаясь малой скоростью посадки, что обеспечивало высокую точность монтажа конструкций.

Назначением второго крана было ремонтно-эксплуатационное обслуживание дымососного отделения Добротворской ГРЭС (ныне – Добротворская ТЭС «ДТЭК Западэнерго», пгт Добротвор Львовской обл.). Оснащенный механизмом для подъема консоли, данный кран мог проезжать в непосредственной близости к дымососной трубе электростанции.

В 2000 году создан проект мостового электрического специального крана КМ80/20 У3 (док. 26), который в условиях пожароопасной среды устанавливал печные трансформаторы в ремонтном помещении АО «Запорожский завод ферросплавов».

 

Научный сотрудник отдела использования
информации документов ЦГНТА Украины
Дмитрий ОЖИГАНОВ

 

 

Раздел 1. «Строительство объектов электроэнергетики, монтаж их технологического оборудования»

 

 

  1. Приднепровская ГРЭС. Проект организации работ по монтажу тепломеханического
    оборудования. Монтаж котлов ТП-230-2 (разрезы). Продольный разрез. 1954 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 1-50. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 5)


  2. Приднепровская ГРЭС. Проект организации работ по монтажу тепломеханического
    оборудования. Монтаж котлов ТП-230-2 (разрезы). Продольный разрез. 1954 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 1-50. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 5)


  3. Харьковская ГЭС-2. Проект организации работ по монтажу металлоконструкций главного
    здания. Монтаж кровли машинного зала. Продольный разрез. 1955 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 1-398. Оп. 1. Ед. хр. 90. Л. 1)


  4. Запорожская ГРЭС 3 × 800 МВт. Технический проект организации работ по монтажу
    тепломеханического оборудования. Объяснительная записка. 1973 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 1-116. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 3)


  5. Запорожская ГРЭС 3 × 800 МВт. Технический проект организации работ.
    Общий вид монтажа (разрез). Продольный разрез. 1973 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 1-116. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 1)


  6. Запорожская ГРЭС 1200 МВт. Технический проект организации работ. Механизация монтажа РВП
    (регенеративного воздухонагревателя) и электрофильтров. Вариант 1. Продольный разрез. 1971 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 1-116. Оп. 2. Ед. хр. 27. Л. 4)


  7. Запорожская ГРЭС 1200 МВт. Технический проект организации работ.
    Линейный график монтажа оборудования. 1971 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 1-116. Оп. 2. Ед. хр. 27. Л. 8)


  8. Запорожская ГРЭС 1200 МВт. Технический проект организации работ. Общий вид монтажа
    оборудования береговой насосной станции. Продольный разрез. 1971 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 1-116. Оп. 2. Ед. хр. 27. Л. 14)

 

 

Раздел 2. «Специальная техника для монтажа и обслуживания  объектов электроэнергетики»

 

  1. Кран БКСМ-4-М. Вид сбоку, вид сзади [Из проекта организации работ по
    монтажу металлоконструкций главного корпуса Славянской ГРЭС]. 1953 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 1-50. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 7)

  2. Монтажная схема кранов БКСМ-4-М. [Из проекта организации работ по монтажу
    металлоконструкций главного здания Приднепровской ГРЭС]. Продольный разрез. 1953 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 1-50. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 13)



  3. Кран башенный БК-405 (реконструкция) [Из проекта организации работ по монтажу
    тепломеханического оборудования Приднепровской ГРЭС]. Общий вид. 1956 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 1-50. Оп. 1. Ед. хр. 64. Л. 2)


  4. Пульт управления эстакады самоподъемной ЭС-350 общий (левая половина). 1969 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-344. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 41)


  5. Эстакада самоподъемная ЭС-350. Схема монтажа. Продольный разрез. 1969 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-344. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 1)

  6. Эстакада самоподъемная ЭС-350. Схема самоподъема эстакады. Продольный разрез. 1969 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-344. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 1)


  7. Чернобыльская ГРЭС. Установка крана КП-640. Габаритный чертеж. Продольный разрез. 1971 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-383. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 1)

  8. Кран портальный специальный КП-640. Сборочный чертеж. Продольный разрез. 1972 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-383. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 1)

  9. Кран портальный специальный КП-640. Инструкция по монтажу и эксплуатации. Предисловие. 1972 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-383. Оп. 1. Ед. хр. 9. Л. 2)


  10. Портал монтажный ПМ-350. Сборочный чертеж. Продольный разрез. 1973 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-189. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 1)

  11. Выносной пульт управления порталом монтажным ПМ-350 с панелью в виде мнемосхемы. 1973 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-189. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 9)

  12. Кран мостовой специальный электрический КМ200У2* грузоподъемностью
    100 + 100 т. Карта технического уровня и качества продукции. 1986 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-329. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 1-2)


  13. Кран мостовой специальный электрический КМ200У2*. Сборочный чертеж. Продольный разрез. 1986 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-329. Оп. 1. Ед. хр. 9. Л. 1)


  14. Кран козловой специальный УК 12,5–10,1 У1*. Технические условия ТУ У 00120253.003-95. 1995 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-334. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 1)


  15. Кран козловой специальный УК 12,5–10,1 У1*. Продольный разрез. 1995 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-334. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 1)


  16. Кран полукозловой КП10/1 У1*. Технические условия ТУ У 00120253.006-95. 1995 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-334. Оп. 2. Ед. хр. 122. Л. 1)


  17. Кран полукозловой специальный КП10/1 У1*. Продольный разрез. 1995 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-334. Оп. 2. Ед. хр. 123. Л. 55)


  18. Кран мостовой электрический специальный КМ80/20-16 У3. Габаритный чертеж. Продольный разрез. 2000 г.
    (ЦГНТА Украины. Ф. Р-55. К. 2-329. Оп. 2. Ед. хр. 357. Л. 1)



Центральный государственный научно-технический архив Украины
Copyright © 2020